January 07
Критерии оценки эффективности дистанционных технологий обучения по спортивно-педагогическим дисциплинам
Внедрение системы дистанционного обучения (ДО) в учебных заведениях высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта позволит обеспечить непрерывность и систематичность учебной деятельности студентов вне учебного заведения, во время тренировочных сборов и соревнований, совершенствовать систему заочного обучения, развивать новые формы дополнительного образования.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Проектирование системы физического воспитания студентов в вузе с дистанционным обучением на основе личностно-ориентированного выбора режимов учебной деятельност
Введение. Процессы информатизации, массовой коммуникации общества третьего тысячелетия и его глобализация, несомненно, изменяют социальный заказ на компетентность будущего специалиста любой сферы жизнедеятельности члена современного общества. Смена образовательной парадигмы предполагает переход на новые педагогические технологии, ориентированные не на приоритет знаний, а на вариативность и индивидуально-творческие формы и методы преподавания. Необратимый процесс информатизации образования, определяемый изменением структуры информационного учебного взаимодействия между обучающим и обучаемым, изменением структуры представления учебного материала и само учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, изменения учебной среды, как условия взаимодействия между участниками образовательного процесса позволяет перевести процесс обучения с уровня «пассивного потребления информации» на уровень «активного преобразования информации» и осуществить выбор самостоятельной «траектории обучения», личностно-ориентированного режима учебной деятельности. В вузе с дистанционным обучением (ДО) на базе современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) обучающемуся представляется возможность выбора как индивидуального плана обучения и составления графика его прохождения, так и инновационных форм организации учебной деятельности.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Проблема организации контроля при дистанционном обучении РГУФКСИт
Введение. Основой реформирования системы образования в области физической культуры и спорта на современном этапе является внедрение дистанционных образовательных технологий. С этой целью в РГУФКСиТ создан центр дистанционных технологий обучения при институте заочного и дистанционного обучения, в рамках национального проекта "Образование" закуплены оборудование и сервер дистанционного обучения Adobe Connect Enterprise Server. Одним из актуальных вопросов разработки контента сервера является созданием системы контроля при дистанционном обучении.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Система контроля знаний и умений студентов вузов физической культуры при дистанционном обучении
В вузах физической культуры обучаются студенты, часть которых являются спортсменами высокой квалификации, членами сборных команд. Находясь постоянно в разъездах, связанных со сборами и соревнованиями в различных городах и странах, тренируясь по пять и более часов при ежедневных двухразовых занятиях. В вузе одни появляются несколько раз в год на минимальный срок, т.е. их обучение давно приняло заочную форму. Сложившаяся система обучения в учебных учреждениях физической культуры требует соответствующих изменений в учебном процессе по индивидуальным планам и заочной форме обучения, учитывающих все особенности современной подготовки квалифицированных специалистов.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Особенности взаимодействия при дистанционном обучении в вузах физической культуры и спорта
Современному обществу требуются высококвалифицированные специалисты, проявляющие инициативу, творческую самостоятельность, способные решать задачи спорта высших достижений и развивать физическую культуру среди населения, свободно владеющих профессией и хорошо ориентированных в смежных областях, готовых к сотрудничеству и интерактивному взаимодействию в условиях информационного общества.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Разработка системы дистанционного обучения в аспекте естественнонаучной подговки высококвалифицированных спортсменов
Современное общество предъявляет жёсткие требования при подготовке высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту, востребованных на рынке труда. Атлеты высокой квалификации, имеющие индивидуальный график обучения, хорошо владеют знаниями спортивной специализации, но имеют затруднения в изучении дисциплин естественнонаучного цикла. Естественнонаучная подготовка занимает большой объём учебного плана и является базовой в системе высшего образования по физической культуре, так как позволяет формировать логику и навыки мышления, научно ориентированное мировоззрение, что обеспечивает теоретическую основу общепрофессиональных и специальных дисциплин. Дистанционное обучение является перспективной формой получения знаний в образовательной системе высоко¬квалифицированных спортсменов, не имеющих возможности регулярно посещать аудиторные занятия.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Теоретико-методологические основы формирования самоуправления учебно-познавательной деятельностью студентов в процессе физического воспитания
Введение. Стремительные темпы социально-экономических преобразований в России породили множество проблем, влияющие негативно на состояние здоровья студенческой молодежи. В соответствие с этим требуется изменить отношение к образовательной подготовке в вузе, которая должна способствовать формированию у студентов умений самоуправления учебно-познавательной деятельностью в сфере оздоровительной физической культуры и творческую реализацию ее после окончания учебного заведения.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Нелинейный психоцентрический подход в системе подготовки высококлассных спортсменов
Педагоги, тренеры, и специалисты всё больше принимают и внедряют качественно новый, нелинейный психоцентрический подход в систему подготовки высококлассных спортсменов. Главная особенность этого подхода в том, что он требует от людей иного мировоззрения; иного стиля управления тренировочными и соревновательными нагрузками; иного понимания психологии спортсмена, непосредственного взаимодействия основных субъектов деятельности; иной дифференциации физических и психических нагрузок в условиях спортивной деятельности.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Артпедагогика в физкультурном образовании учащихся
Закономерной реакцией на проблемы современности стал поиск путей обновления образования в области физической культуры и здесь не последняя роль отводиться артпедагогике.
Артпедагогика в области физической культуры - это гуманистическая система образования, разработанная на основе интеграции средств физической культуры и искусства, оказывающих комплексное воздействие на мотивационно-ценностную, духовную и физическую стороны личности учащегося, развивая его посредством творческой, эстетико-художественной и учебно-познавательной деятельности. Образовательно-воспитательные цели в артпедагогике делятся на два аспекта - предметный и личностный. Предметный аспект представлен особенностями использования элементов искусства в различных формах занятий физическими упражнениями.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Целенаправленное совершенствование техники плавания средствами специальных упражнений на этапах годичной подготовки пловцов
Введение. Прогресс результатов в спортивном плавании обусловлен целым рядом причин, одной из которых является процесс совершенствования техники плавания на различных этапах годичной подготовки пловцов. Самым существенным недостатком этой работы является хаотичность процесса и отсутствие как самой системы планирования, так и специально подобранных упражнений для работы применительно к избранному способу плавания.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Инновационный подход к организации физического воспитания младших школьников
В общей системе формирования физической культуры подрастающего поколения физическое воспитание учащихся начальных классов играет значимую роль. В этот возрастной период закладывается фундамент физической культуры личности, формируется ценностное отношение ребенка к занятиям физической культурой, зарождаются предпосылки его физического совершенствования. Решение данных задач не возможно без совершенствования программно-методического обеспечения физического воспитания младших школьников, что свидетельствует об актуальности экспериментального исследования. Главным результатом реализации экспериментальной программы явилось создание условий для обеспечения повышения качества физкультурного образования, развития и обучения школьников в соответствии с индивидуальными особенностями и запросами их родителей (законных представителей) в рамках модели вариативной образовательной среды, обеспечивающей повышенный уровень образования. Данная модель физкультурного образования в условиях общеобразовательной школы ориентирована на личность обучающегося, учитывая его потребности, возможности, запросы.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Некоторые аспекты проблемы сохранения стрелкового навыка
Введение. В наших исследованиях мы дважды (на стадии предварительного педагогического эксперимента и при проведении основного) предпринимали попытки проверить сохранность стрелковых умений и навыков, сформированных на начальном этапе обучения с использованием отобранных тренажеров.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Влияние специально-направленных упражнений на уровень активности отдельных сенсорных систем
Школьный возраст характеризуется достаточно высокими показателями функционирования основных систем организма. В тоже время эти системы достаточно лабильны и восприимчивы к внешнему влиянию, в первую очередь это касается ЦНС и сенсорных систем. Воздействие специально-направленных упражнений на уровень активности отдельных сенсорных функций у детей различного возраста исследовали Ю.В. Павлов, В. Д. Полыга, А. А. Смирнов и другие [1, 2]. Все они отмечают позитивное влияние физических упражнений на функциональное состояние афферентных систем. Однако в доступной нам литературе вопросы воздействия специально-направленных упражнений на функциональное состояние слухового, зрительного и вестибулярного анализаторов школьников 11-15 лет освещены недостаточно.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Использование акробатической подготовки при формировании ударных движений в волейболе
Использование в тренировочном процессе волейболистов акробатической подготовки основано на исследованиях Н.С. Северцева и В.В. Рыцарева (2007), которые представляют организм как динамически открытую систему. Где спортивные движения являют собой пример открытых систем. Данные системы призваны преобразовывать потоки энергии в кинематическую и энергетическую. Таким образом, вопросы техники и технической подготовки спортсменов должны свестись к выявлению условий эффективного и экономичного решения двигательных задач. Биомеханический анализ спортивных упражнений в волейболе показывает, что в каждом из них используется в большей или меньшей мере баллистический характер работы мышц.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Исследование процесса физического воспитания в техническом университете
Нестабильность сегодняшней российской действительности предъявляет к выпускникам вузов подчас непосильные требования; справиться с такой ситуацией невозможно без определенного уровня здоровья. Развитие новых экономических отношений, прежде всего отход от патерналистских принципов организации социальной жизни, повлекло за собой постепенное изменение ориентаций в отношении собственного здоровья, физического состояния и своего имиджа. Здоровье рассматривается как одна из составляющих профессиональной подготовки специалиста, определяющая его конкурентоспособность. Эти изменения привлекают внимание к психолого-педагогическим аспектам проблемы здоровья, которые нуждаются в новых подходах и технологиях. Необходимо, чтобы приоритет ценности здоровья и ответственного к нему отношения занимал ведущее место в общей иерархии ценностных установок личности. Это возможно только в том случае, если формировать у молодежи субъектное отношение к здоровью, которое предполагает самостоятельное участие личности в формировании и развитии своего потенциала здоровья. Вследствие этого здоровье студентов должно рассматриваться как одна из составляющих профессионального образования и являться предметом целенаправленного формирования и развития.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Адаптация студентов факультетов физической культуры к предстоящей деятельности в период педагогической практики
Педагогическая подготовка будущего специалиста признается одним из слабых звеньев в системе высшего физкультурного образования, на что в своих работах не раз обращали внимание О. А.Абдуллина, Г.Д.Бабушкин, М.Я.Виленский и др. Материалы нашего исследования показывают, что хорошо подготовленными к деятельности в области физической культуры считали себя не более 25 % опрошенных студентов-выпускников.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Пути решения проблем развития общепрофилирующей дисциплины по спорту на тайване на основе опыта становления общей теории спорта в россии
Введение. На Тайване в области спорта наблюдается сложная ситуация: довольно часто, теоретики и практики не могут договориться о совместной работе. По нашему мнению этому есть причина: обобщающая система научных знаний спорта сформирована пока еще не достаточно. В то же время, в мире системы интегративных знаний о спорте разрабатываются весьма активно. Так, в России сформирована и преподаётся дисциплина «Общая теория спорта». В этой связи целью исследования стало: изучить проблему развития интегральной дисциплины о спорте на Тайване на основе опыта становления теории спорта в России.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Методические подходы к комплексированию специфических стрелковых и общих физических нагрузок в подготовке к прикладным видам стрельбы
Актуальность проблемы комплексирования специфической стрелковой и общей физической нагрузок в целостном процессе огневой подготовки сотрудников милиции обусловлена, прежде всего, необходимостью совершенствования методики их профессиональной подготовки, в частности, к выполнению адекватных действий в ситуациях, когда приходится применять или использовать табельное огнестрельное оружие.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Резистентность системы оценивания элементов и компонентов программы к коалиционному судейству в фигурном катании на коньках
Изменения системы судейства в фигурном катании на коньках могут быть оправданы в случае реального повышения объективности и точности определения спортивных результатов. В настоящее время на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх перед каждым видом соревнований с помощью закрытой компьютерной программы случайным образом из 12 судей, участвующих в судействе, выбираются 9 арбитров. Их оценки впоследствии используются для подсчета результатов. Таким образом, мастерство спортсмена в каждом виде программы соревнований могут оценивать группы экспертов различного состава. В этом случае величина спортивного результата будет зависеть не только от успешности выступления участника, но и от случайного характера определения "зачетных" судей. Кроме того, нельзя исключать влияние на распределение участников по местам и других факторов, в частности, коалиционного предвзятого судейства.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Реализация концепции спортивно-ориентированного физического воспитания в малокомплектных школах
Введение. Анализ и обобщение работ ведущих ученых и практиков, занимающихся решением вопросов физического воспитания школьников, позволяют установить, что успешно решаться эти задачи могут на основе спортивно-ориентированного физического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Принципы свободы выбора и активного здоровьеформирования являются одними из основополагающих организационно-методических принципов реализации вышеуказанной инновационной технологии. Они предполагает, что ребенок вместе со своими родителями выбирает вид спорта или другую форму спортивно-ориентированного физического воспитания для занятий в соответствующей учебно-тренировочной группе, обеспечивающих природосообразность педагогических, обучающих, воспитательных и тренирующих эффектов от занятий физическими упражнениями.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Интервальный спринт и силовая подготовка на основе статодинамических упражнений как средство повышения эффективности подготовки лыжников-гонщиков
Введение. В лыжных гонках основным средством подготовки является выполнение аэробных упражнений на лыжероллерах или на лыжах на уровне аэробного порога. В этом случае в активных мышечных группах рекрутируются только окислительные мышечные волокна (МВ), а это значит, что вся эта работа выполняется напрасно, поскольку не может привести к росту массы миофибрилл в окислительных МВ. Следовательно, более 70% объема нагрузок спортсмены выполняют напрасно.
Цель - разработать программу физической подготовки лыжников - гонщиков с минимизацией бесполезных средств и методов тренировочного воздействия.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Модельно-целевой подход при проектировании макроцикла подготовки женской гандбольной команды
В игровых видах спорта цель, ставящаяся перед командой в макроцикле, в зависимости от реально складывающихся условий, может формулироваться в различных вариантах: добиться существенного превышения ранее достигнутых результатов и динамики подготовленности; стабилизировать ранее достигнутый уровень результатов и динамику подготовленности в макроцикле; не допустить существенного снижения результатов и подготовленности. Каждый из этих вариантов может быть обусловлен большим числом внутренних и внешних факторов, и в активной многолетней спортивной практике у спортсмена или команды на том или ином этапе многолетнего спортивного совершенствования может иметь место тот или ной вариант.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Модель многолетней подготовки студентов-спортсменов высокой квалификации
Введение. В настоящее время возникает необходимость серьезного пересмотра доминирующей парадигмы спортивной подготовки, переживающей серьезный кризис и исчерпавшей свои временные границы. В этом плане целесообразным является установление направлений, принципов, факторов обеспечения и технологий реализации и идивидуализированного управления спортивной подготовкой.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Некоторые специфические принципы тренировочного процесса квалифицированных спортсменов
До последнего времени изучение тренировочного процесса тесным образом связано с использованием среднестатистического метода, когда общая оценка деятельности спортсменов происходит в результате усреднения многочисленных данных для каждого вида спорта и квалификации. Соответственно, и разработка общих теоретических положений, лежащих в основе тренировочного процесса, базируется на метрике средних данных. Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что среднестатистические данные не могут эффективно использоваться при непосредственном управлении тренировочным процессом спортсменов высокой квалификации и выявлении присущих им индивидуальных особенностей его построения.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Педагогическая технология общей физической подготовки курсантов воинских учебных частей
Введение. Общая физическая подготовка является базой военно-прикладной физической подготовки военнослужащих всех видов и родов войск. Педагогическая технология, повышая вероятность достижения индивидуально доступного результата, может способствовать повышению эффективности общей физической подготовки. Поэтому целью исследования явилось обоснование педагогической технологии общей физической подготовки курсантов воинских учебных частей и подразделений.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Роль профессора л.п.матвеева в создании современной общей теории физической культуры и спорта
Библиографическая справка. Лев Павлович Матвеев родился в г. Твери 22 августа 1924 года в семье военнослужащего. Получил разностороннее педагогическое, историко-философское, военное и физкультурное образование. В годы Великой Отечественной войны воевал в действующей армии, был ранен, награжден боевыми орденами и медалями. В 1946г. поступил в ГЦОЛИФК. После окончания института с 1950 по 1954 г.г. учился в аспирантуре по кафедре теории и методики физического воспитания, работал преподавателем. В 1955 г. под руководством А.Д.Новикова защитил кандидатскую, в 1965 г. докторскую диссертации, которая стала началом последующих защит докторских работ в институтах физической культуры нашей страны. Работал зав. проблемной лабораторией, проректором по научной работе, и. о. ректора. В 1975 г. назначен на должность заведующего кафедрой теории и методики физического воспитания ГЦОЛИФК, которую возглавлял более 30 лет. Доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный профессор РГУФК, Заслуженный деятель науки РФ.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Оптимизация процесса оздоровительной силовой тренировки женщин в фитнес - клубе на основе учета индивидуальных особенностей
Цель исследования: оптимизация оздоровительной силовой тренировки женщин занимающихся на стандартных тренажерах с учетом индивидуальных особенностей.
К концу XX века особую популярность приобретает новая система - «фитнес». Специфика фитнеса именно состоит в подборе разных видов спортивных упражнений и других мер по улучшению здоровья, укреплению систем организма и коррекции фигуры.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Физическая культура в процессе саморазвития личности
Переход образования на новую программу вскрыл противоречие между традиционным подходом, построенном на принципах репродуктивности, как в содержании образования, так и в способах его реализации и новой личностно — ориентированной концепцией, построенной на основе инновационного педагогического мышления, ставящего личность студента в предельно активную позицию субъекта, что оптимизирует процесс образования. Анализ теории и практики показал, что в решении избранной нами проблемы отражены общие противоречия, характерные для педагогики переходного периода развития педагогической науки. Так, в частности в области физической культуры в традиционных программах акцент делается в основном на физическом развитии организма студента при слабой реализации развивающей и воспитывающей функций, что отражалось на задерживании социально — нравственного развития и саморазвития личности.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Направления и структура взаимодействия в деятельности педагогов по физической культуре
Чтобы исследовать направления и структуру взаимодействия педагогов по физической культуре с различными социальными институтами, мы провели социологическое исследование. В анкетировании приняли участие 338 учителей.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Предпосылки формирования эффективной системы сотрудничества общеобразовательных и детско-юношеских спортивных школ в Украине
Введение. Качественные и количественные показатели свидетельствуют о том, что детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) не справляются с задачей формирования отдаленного олимпийского резерва. Статистические данные заболеваемости детей школьного возраста, в свою очередь, подтверждают несостоятельность современной системы школьного физического воспитания противостоять негативным влияниям окружающей среды. Таким образом, исследование возможности организации научно-обоснованной системы сотрудничества общеобразовательных и ДЮСШ в Украине приобретает особую актуальность.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Физическая подготовка в танцевальном спорте
Танцевальный спорт благодаря своей зрелищности в настоящее время становится все более популярным у большого числа людей разного возраста. Благодаря такой популярности в широких массах населения Россия занимает 3-е место в мире по числу спортсменов, занимающихся этим видом спорта. На сегодняшний день в России бальными танцами увлечены десятки тысяч человек в разных уголках России и самых разных возрастов. К наиболее массовой категории танцоров относятся дети в возрасте от 7 до 14 лет. Как правило, наибольших спортивных успехов добиваются именно те, кто начинает тренироваться в достаточно раннем возрасте.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Оптимизация процеса физического воспитания учащихся младших классов
Одним из приоритетных вопросов современной теории и практики физической культуры в школе является усовершенствование методики физического воспитания учащихся младших классов. По мнению многих специалистов, двигательная подготовленность взаимосвязана с функциональным состоянием сенсорных систем. Ряд авторов изучали вопрос о влиянии отдельных анализаторов на двигательную сферу школьников. Однако эти работы не затрагивали вопрос о комплексном влиянии зрительного, слухового, вестибулярного и тактильного анализаторов на физическую подготовленность младших школьников.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Рейтинговые оценки как средство управления развитием велосипедного спорта в России.
Практически во всех видах профессионального спорта, где предполагается фиксированное количество участников, для отбора спортсменов применяется система рейтинговых очков и присвоения рейтингового места не только спортсменам, но и командам. Не является исключением рейтинг шоссейных гонок, включенных в календарь Международного союза велосипедистов - UCI.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Проблема целеполагания в области физической культуры
Осуществлённый в исследовании анализ состояния проблемы целеполагания в сфере физической культуры показал её недостаточную разработанность. Одним из наиболее слабых мест является недостаточная опора на методологические основания и незавершённость процедуры целеполагания, характеризующаяся отсутствием должного внимания к самому важному в прикладном отношении её этапу - тактическому. В результате проведения исследования сформулирована система взглядов, позволяющая значительно продвинуться в решении проблемы целеполагания в сфере физической культуры, что имеет важное методологическое значение. В частности, представлены убедительные данные, свидетельствующие о том, что при анализе и оценке существующих альтернатив, следует исходить не из их абсолютизации и противопоставления (как это имеет место в настоящее время), а из диалектически организованного и иерархически устроенного взаимоотношения.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Спортизация - новый вектор поиска и развития спортивных талантов
Проблема поиска, отбора и развития спортивно одаренных детей становится краеугольной проблемой в подготовке спортивного резерва. В этой связи нами предлагается инновационная система спортивной ориентации и отбора, связанная с разработкой технологии спортизации общеобразовательных школ России.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Концепция здоровьесохраняющих занятий рекреационными спортивными играми
Введение. В Современной России приоритетной задачей рекреационных занятий физическими упражнениями является привлечение максимально возможного количества людей среднего, зрелого возраста к регулярным оздоровительным занятиям физической культурой. Очень эффективными в этом плане являются игровые занятия, игры, характерной чертой которых является возможность системного воздействия на организм занимающихся, как на функциональное состояние, так и на психическую сферу.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Проектирование физического воспитания детей-сирот
Особое положение ребенка-сироты обусловлено его социальным статусом. Рассогласование (недостаточность) социального и психологического благополучия детей-сирот предопределяет их положение (т.е. ведет к усиливающемуся рассогласованию) во всех других фрагментах (этапах) их социального пространства, что позволяет говорить о «жизненной недостаточности» ребенка-сироты в противоположность обстоятельствам, обладающим полнотой бытия. Это проявляется в том, что дети-сироты реагируют целостной структурой на любые воздействия, приводящее к избыточному, неэкономному способу адаптации, при котором невозможна гармония бытия. Наблюдения также показывают, что в целостном процессе развития детей-сирот наиболее заметно биологическое созревание организма, а социальные условия, в том числе воспитание и его результаты, составляют «зону ближайшего развития», предпосылку личностного роста.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Динамика процессов сохранения гибкости у мальчиков 11-13 лет после прекращения занятий, направленных на ее повышение
Введение. Средний школьный возраст - важный период развития и совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений и навыков. Зачастую, учащиеся не могут добиться высоких резуль¬татов в беге, прыжках, метаниях не из-за недостаточного владения техникой движений, а главным образом ввиду низкого уровня развития физических качеств - силы, быстроты, выносливости, гибкости. Специальными исследованиями показано, что средний школьный возраст является одним из благоприятных периодов для направленного развития гибкости
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Восточные танцы - как средство и форма физического воспитания для коррекции репродуктивного здоровья девушек - студенток педагогического вуза
Одним из ключевых факторов демографического неблагополучия страны является ухудшение состояния соматического и репродуктивного здоровья девушек. Однако отклонения в состоянии здоровья первокурсников по вузам России приближаются к отметке 60-70% от общего числа поступивших на учебу. И если известно, что с каждым годом учебы и трудовой деятельности здоровье лишь ухудшается, то каковы уровни физического развития и подготовленности, и удовлетворяют ли они репродуктивным функциям будущих родителей - вопрос остается открытым.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Нетрадиционные виды физических упражнений в практике физического воспитаня школьников с ослабленным здоровьем
Введение. Оздоровительная функция, которая является одной из ведущих в школьной физической культуре, на практике реализуется недостаточно эффективно [1]. Представляется, что разработка и внедрение новых подходов к методике оздоровления школьников средствами физической культуры относится к приоритетным проблемам системы физического воспитания.
Цель исследования - апробация программы физического воспитания школьников с использованием в рамках ее вариативного компонента дыхательной гимнастики Стрельниковой.
Методы исследования: анализ и обобщение литературных источников, данных медицинских карт, заболеваемости учащихся; формирующий эксперимент; тестирование; методы математической обработки.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Гуманизация как метапринцип физического воспитания
Введение. Гуманизация представляет собой процесс трансформации сознания и поведения индивидов, их отношений, социальных институтов, всего общества в соответствии с требованиями гуманизма. Она является альтернативой дегуманизации, которая усиливается по мере познания и использования человеком законов природы и общества, углубления социальной дифференциации и усложнения общественных отношений. Гуманистическая ориентация образования на личность учащихся обуславливает необходимость гуманизации физического воспитания, состоящего в партитивных отношениях с образованием.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Современные целевые установки учебного предмета «физическая культура и здоровье» в контексте наследия основоположников теории физического воспитания
Целевые установки учебного предмета «Физическая культура и здоровье» как внутренний закон определяют нашу деятельность по физическому воспитанию учащихся. В связи с разработкой в 1998-2007 г.г. второго поколения национальных учебных программ учебного предмета «Физическая культура и здоровье» для общеобразовательных школ, целью исследования явилось соотнесение его целевых установок с идеями, получившими отражение в работах выдающихся педагогов прошлого, философов, общественных деятелей, теоретиков физического воспитания.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Научные подходы к определению нормативов физической подготовленности школьников и студентов
В настоящее время существует множество систем тестирования физической подготовленности различных возрастных групп населения, которые помогают решить практические и научные задачи специалистов. Основная проблема заключается в разработке нормативов в отдельных двигательных тестах и в их комплексах для определения качественной характеристики физической подготовленности определенной возрастно-половой группы исследуемых лиц, соответствующей «безопасному» уровню физического здоровья.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Теоретико-методические аспекты контроля специальной подготовленности спортсменов
Введение. Теория спорта переживает сегодня переход от эмпирического уровня научного познания к теоретическому. Важным аспектом данной ситуации является принципиальный отказ от прямого использования фактического экспериментального материала, полученного в обследованиях спортсменов разного уровня подготовленности в пользу суждений, которые разрабатываются на основе моделирования, а затем теоретического анализа прежде всего биологических закономерностей функционирования организма спортсменов. Такой подход во многом позволяет снять условные границы между различными сторонами системы подготовки спортсменов - физической, технической, тактической, психологической.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Проблема неоднозначности формулирования понятий в области физической культуры и спорта
В процессе познания смысла явлений и процессов формируются понятия, в которых в вербальной форме представляются наиболее существенные стороны и признаки изучаемых явлений и процессов. Комплекс понятий, понятийный аппарат является одной из форм отражения мира в сознании. Формулирование понятий рассматривается в качестве метода научного исследования.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Теоретико-методические основы индивидуализации учебно-тренировочного процесса в ситуационных видах спорта
Актуальность исследования. Массовый подход в спорте относительно построения учебно-тренировочного процесса по принципу «кто выдержал - тот остался» постепенно уходит в прошлое, т. к. приводит к большому отсеву перспективных спортсменов, к тренировочному процессу которых так и не был найден нужный подход. В этой связи все большую актуальность приобретают новые направления, ориентированные на качественное улучшение учебно-тренировочного процесса без повышения объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Одним из таких путей качественного улучшения учебно-тренировочного процесса является индивидуализация различных аспектов подготовки спортсменов. Естественно, в тренировочной практике может быть разработано бесконечное множество индивидуальных тренировочных программ, характерных для разных видов спорта и для отдельных спортсменов. Однако для адекватного подбора средств и методов тренировки необходима опора на основные принципы индивидуализации и применение алгоритмов определения индивидуальных особенностей спортсменов, на основании которых возможна разработка эффективных тренировочных программ.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Физическое воспитание в системе «школа-семья»
Введение. Модернизация российского образования требует активных преобразований в сфере физического воспитания подрастающего поколения. Проблемная ситуация заключается в том, что для осуществления эффективного физического воспитания детей и подростков требуется единство всех элементов системы и выпадения из неё такого важного социального института как семья. Система физкультурного образования детей требует специальных знаний и умений не только специалистов но, прежде всего и родителей, и в нашей стране пока еще слабо развита. Это связано с тем, что семьи, в которых проживают и воспитываются дети, довольно неоднородны, что проявляется в социально-экономических условиях их жизни, в образовательном уровне родителей, их информированности по проблемам воспитания.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
О расширении возможностей урока по физической культуре посредством тренажеров имитирующих скальный рельеф
В свете развития тенденций активного образа жизни и отдыха, становится актуальным появление наиболее разнообразных форм занятий физической культурой. Все чаще встречаются термины скалолазание, скалодром характеризующие новую форму массовых занятий спортом.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Методология совершенствования военно-профессиональной физической подготовки в современных условиях
Переход человечества от индустриальной к информационной цивилизации (Р. Ф. Абдеев, 1994) и новая технологическая революция в военном деле предопределили
принципиально новые тенденции развития вооруженной борьбы - опережающее развитие средств и способов поражения по сравнению со средствами защиты, а также последовательную передачу ранее выполнявшихся человеком функций специально создаваемым устройствам (В. М. Лисовой, 1999). Кроме того, геостратегический анализ показывает, что в новом столетии ведущие государства будут стремиться вести строительство и подготовку вооруженных сил с учетом обеспечения их готовности к решению задач как в крупномасштабной войне, так и в локальных войнах и конфликтах. Поэтому сегодня армия все больше нуждается в людях, способных в крайне сжатые сроки овладевать сложной военной техникой и уметь эффективно ее применять в реальной боевой обстановке.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Диморфические различия уровня спортивных результатов в спортивной ходьбе
Анализ спортивных результатов лучших спортсменок мира свидетельствует о том, что физическая подготовленность, высокая работоспособность и воля к победе, упорство в достижении цели позволяет им устанавливать новые рекорды.
Необходимо отметить, что в спортивных соревнованиях происходит максимальная реализация возможностей спортсменок, сопоставления уровня подготовленности, достижения наивысших результатов, установление рекордов.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Эффективность применения оборудования «прыжок на матрасе» для повышения моторной работоспособности и социального поведения 8-10-летных детей
Введение: Уже 30 лет дает хороший опыт использования оборудования «прыжок на матрасе» (ПМ) в рамках терапевтического вмешательства в психиатрии для детей и подростков. Применение ПМ в течение 10-20 недель повышает моторную работоспособность и улучшает социальное поведение детей. Это вмешательство только одна составляющая часть мультимодальной терапии. Поэтому нельзя объяснять достигнутые успех исключительно использованием ПМ.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Особенности мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности студентов не физкультурного вуза
Введение. Быть здоровым - беспокойство не только людей, которые имеют болезнь, но и здоровых. Однако студенты, которые не наблюдают явных признаков заболевания, не будут беспокоиться о своем здоровье, воспринимая свое функциональное состояние как должное.
Здоровья - как воздух: пока оно есть, его не замечают.
С целью выявления того, как студенты проводят свой досуг, занимаются физическими упражнениями, каким формам физического воспитания отдают предпочтение провели анкетирование и опрос студентов.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Некоторые терденции теории и методики спортивной тренировки высококлассных спортсменов
Анализ ведущих систем подготовки в спорте показывает, что в сфере тренировочных воздействий преобладают несколько тенденций с особой значимостью для сопртивного результата.
Нарастает значение системной и целенаправленной работы для максимального развития тотальных функциональных возможностей организма, а так же методов и технологий его эффективной реализации в направлении соответствующей двигательной структуры.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Анализ проблем внеучебного физического воспитания в вузах и перспективные направления их решения
Анализ научной и научно-методической литературы, нормативно-правовых актов, а также исторических сведений, касающихся прямо или косвенно проблем внеучебной деятельности по физическому воспитанию в высших учебных заведениях, позволил сделать следующее заключение:
1. У ученых и практиков физического воспитания отсутствует единая трактовка деятельности, которая осуществляется во внеучебное время. Её называю по-разному -внеурочная, внеаудиторная, внеучебная, внешкольная, внеклассная. Отсюда следует путаница в определении форм внеучебного физического воспитания, которые называю внеклассными, внеурочными, внешкольными. На наш взгляд дело в том, что в разных случаях рассматриваются различные характеристики одного и того же явления «внеучебная
деятельность». Поэтому они и не могут быть приведены в единое соответствие. Предлагаем за основу взять критерий время проведения деятельности: если в рамках учебного расписания, то есть учебного времени, - это учебная деятельность. Если вне рамок учебного расписания, до или после учебных занятий - это внеучебная деятельность, которая тоже может иметь своё расписание (работа спортивных секций).
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Рейтинговая система в определении перспективности выступлений стрелков на олимпийских играх
В современном стрелковом спорте претендовать на выступление в ответственных соревнованиях могут одновременно несколько спортсменов, имея порой, одинаковые шансы на победу при прочих равных условиях. В такой ситуации перед тренером стоит проблема отбора участников на ответственные соревнования. В этом случае было бы неверно ориентироваться только на спортивный результат.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Постмониторинговая деятельность в контексте привлечения населения к массовым формам физической культуры
В Липецкой области, постмониторинговая деятельность плодотворно реализуется и наполняется содержанием полностью в Государственном учреждении «Информационно-аналитическом Центре развития физической культуры и спорта Липецкой области» (ГУ ИАЦР ФКиС ЛО). Одним из направлений его работы - является разработка и апробация содержания и форм для массовой физкультурно-спортивной работы на основе результатов мониторинга. Тактическими социально-экономическими задачами данного направления работы учреждений до 2008 года стали: расширение двигательного опыта и использование целенаправленных двигательных действий в качестве средств для отдыха, проведения досуга, в том числе семейного; разработка рекомендаций для выбора вида спорта детям, подросткам и молодежи в соответствии с результатами мониторинга «Психофизического развития и двигательной подготовленности»; создание условий для адресного их использования при выборе и участии в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Начальный этап спортивно-ориентированного физического воспитания в общеобразовательной школе
Введение. Эффективность решения проблем физического воспитания подрастающего поколения, поиск способов решения злободневных вопросов, связанных со снижением уровня физической подготовленности школьников, ухудшением здоровья, падением нравственности, нарушением правил здорового стиля жизни во многом зависит от способности преподавателя к творческому переносу элементов спорта в сферу физического воспитания, умения научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Теоретические и технологические основы формирования системы спорта для всех в Украине
Введение. Современные тенденции демографических процессов в Украине обуславливают потребность первоочередного решения проблемы повышения уровня здоровья населения. В этих условиях особое значение приобретает здоровый образ жизни, важным компонентом которого является двигательная активность. По показателям привлечения населения к занятиям двигательной активностью Украина существенно отстает от многих стран мира. Полувековой международный опыт свидетельствует о значительном оздоровительном эффекте спорта для всех. Цель исследования - научно обосновать сущность и структурно-функциональные особенности формирования системы спорта для всех в Украине, на этой основе выявить пути совершенствования государственного управления и подготовки кадров в области физической культуры и спорта.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Принцип и подходы к построению системы массовых физкультурно-спортивных форм в регионе
Периодические организация и проведение массовых физкультурно-спортивных мероприятий является одним из организационных принципов построения системы ФВ различных слоев населения Липецкой области (ЛО). Разработка и использование указанного принципа с 2007 г. позволяет динамично решать ряд социально-экономических задач, предъявляемых к отрасли ФК и С в современных условиях развития региона и общества в целом: увеличивается число участников мероприятий областного масштаба; продвигается их внедрение на уровнях муниципальных и поселковых образований; оказывается содействие приобщению большего числа людей к активным занятиям физическими упражнениями. Это содействует формированию у занимающихся и участников мотивации к самосбережению здоровья; улучшает качество двигательной подготовленности, в том числе прикладного характера; оказывает позитивное воздействие на ценностные ориентации спортивного, здорового стиля жизни, о чем свидетельствуют результаты региональной программы мониторирования психофизического развития и двигательной подготовленности населения ЛО.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Сравнительная эффективность влияния занятий физическими упражнениями различной направленности на профилактику постменопаузального остеопороза
Введение. В настоящее время в литературе нет достаточных экспериментальных данных о степени влияния занятий физическими упражнениями различной направленности, а также их комплексирования с заместительной гормональной терапией (ЗГТ), на костную ткань женщин, находящихся в климактерическом периоде.
Методика. Изучалась степень влияния на минеральную плотность костной ткани (МПКТ) женщин: а. Занимающихся физическими упражнениями различной направленности (п=28 чел.); б. Использующих ЗГТ - 1 таблетка Клиогеста в сутки в комплексе с занятиями физическими упражнениями (п=30 чел); в. Не занимающихся физическими упражнениями (п=17 чел.) и использующих в качестве профилактики постменопаузального остеопороза только Клиогест - 1 таблетка в сутки.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Экспериментальное обоснование содержания профильной подготовки старшеклассников к деятельности в области физической культуры
Актуальность исследования определяется необходимостью внедрения профильного обучения учащихся старших классов в рамках предметной области «Физическая культура».
Проблема исследования связана с необходимостью поиска наиболее эффективных способов организации, оптимального содержания, и соответствующих средств и методов образовательной деятельности в профильных классах физкультурно-спортивной направ-ленности.
Ведущая идея исследования заключается в формировании образовательной среды, способствующей эффективной организации профильного обучения старшеклассников с физкультурной направленностью независимо от уровня их здоровья и двигательной подготовленности.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
К вопросу о тестах применяемых в мониторинге физической подготовленности учащейся молодежи
С момента зарождения учения о тестах они использовались для изучения взаимосвязи между основными показателями моторной (двигательной) деятельности и физического развития. Одним из самых старых двигательных тестов считается разработанный Д. Сарджентом (1897) «студенческий силовой тест», состоящий из трех испытаний: подтягивания на перекладине, динамометрии кисти, спирометрии. Все же научное обоснование теория тестирования в физическом воспитании получила только в середине 20-х гг. в работе Ф. Роджерса (1925). Первые исследования по тестированию в физическом воспитании были связаны с представлением о существовании общей двигательной одаренности человека Мак Клой, (1934).
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Закономерности взаимодействия нагрузочных и разгрузочных фаз в микро-, мезо-, макроциклах спортивной подготовки
Согласно классическим представлениям о закономерностях построения тренировочного процесса, рациональная тренировка не может строиться безотносительно к внутренним закономерностям ответных реакций организма, закономерностям взаимодействия нагрузки и отдыха, утомления и восстановления, перехода ближайших тренировочных эффектов в кумулятивный эффект. Все эти закономерности и составляют естественную основу ее построения.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Теория физической культуры: к корректировке базовых представлений
1. Феномену «физическая культура» неизменно уделяется большое внимание в науках о спорте и физическом воспитании. За многие годы здесь сложилась своя точка зрения на указанный феномен и свои подходы к решению теоретических и прикладных задач, и эти подходы в целом доказали свою продуктивность. Вместе с тем, сегодня вполне очевидна необходимость определенной корректировки существующих представлений, что связано с двумя обстоятельствами: (1) за последние десятилетия «физкультурная» деятельность существенно изменилась и по содержанию, и по формам; (2) в сфере гуманитарных наук накоплен громадный опыт концептуального осмысления ряда проблем, которые тесно
сопряжены с проблемой физической культуры личности (проблемы человеческой телесности, механизмов двигательного действия и др.). Игнорировать данный опыт (прежде всего его методологическую составляющую) было бы, вероятно, серьезным просчетом.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Организационно-педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности спортивных менеджеров
Современные тенденции развития физической культуры и спорта в Украине во многом обусловлены принятыми в последние годы нормативно-правовыми документами. К их числу следует отнести Национальную доктрину развития физической культуры и спорта (2004), Государственную программу развития физической культуры и спорта в Украине на 2007-2011 гг. (2006). Особое место в этих документах отведено кадровой политике в отрасли физической культуры и спорта и, прежде всего, необходимости обеспечения высокого профессионализма специалистов в новых социально-экономических условиях. Поскольку новые рыночные отношения предполагают создание и более гибких форм менеджмента, профессиональная компетентность управленцев приобретает особое значение. В этой связи, целью нашего исследования стало изучение и выявление наиболее актуальных организационно-педагогических аспектов формирования профессиональной компетентности спортивных менеджеров.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Эффективность различных алгоритмов определения итоговых мест участников круговых турниров
Одним из важнейших требований к определению спортивных результатов в соревнованиях является правильное ранжирование участников в соответствии величинами их соревновательных потенциалов. Под соревновательным потенциалом (СП) понимается способность участника изменять ход соревнования в свою пользу.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
«Человек культуры» в вузовском образовательном пространстве
Введение. Реализация государственной политики и выполнения социального заказа общества на улучшение подготовки специалистов в сфере высшего образования в области физической культуры выдвигает ряд требований по повышению общекультурного и профессионального уровней развития личности будущего специалиста. Для выпускника вуза физической культуры принципиально важным является понимание содержания образования как человеческой культуры, а не просто определенной, организованной в соответствии с социальным заказом совокупности знаний, умений и навыков. В.И.Маслов, Н.Н. Зволинская
(2005).
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Принцип - категория метатеории теории спорта
Принцип (лат. "principium"- первоначало, основа) - руководящая идея, основное правило поведения. В своей регулятивной функции принцип обладает отличительными признаками:
1. Специфичен по отношению к предмету применения (например, к деятельности): каждая деятельность выстраивается в соответствии со своими, принятыми для нее, принципами.
2. Категоричен в своей сфере: принцип не допускает исключений: допущенное исключение извращает предмет применения (деятельность) вплоть до противоположности.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Метатеория теории спорта и некоторые условия ее формирования
Что такое спорт? Если считать, что этот вопрос прост и ответ на него общеизвестен, то за сущность спорта выдается широко пропагандируемая общепринятая точка зрения, не всегда совпадающая с его истинной сущностью.
Определение понятия «спорт» - функция теории спорта. Но теория имеет свою ориентацию: ее создают люди, чьей профессией является разработка теорий. Профессиональное мастерство - предмет потребления, который хорошо оплачивается на рынке труда. Покупатель теории оплачивает только подходящий для него продукт - теорию, обосновывающую его личную технологию удовлетворения потребности, например, обогащения. Или стремления к совершенству. Как создать такую теорию?
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Анализ скрининговых исследований физического состояния школьников
Введение. Современная тенденция к увеличению количества школьников с отклонениями в состоянии здоровья обуславливает актуальность исследований, направленных на формирование и сохранение здоровья подрастающего поколения. В связи этим является актуальным проведение скрининговых исследований физического состояния школьников.
Цель работы - анализ систем оценки физического состояния школьников.
Методы исследования - анализ литературных источников, контент-анализ документальных материалов.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Узкопрофильная физическая подготовка курсантов вузов мвд россии: проблемы и перспективы
Анализ служебно-нормативных документов МВД и Минобрнауки России, а также научно-методических и документальных материалов по вопросам регулирования и совершенствования профессионального образования показал наличие в них безусловных требований учета в обучении особенностей специальностей, специализаций и профилей подготовки.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Инновационные педагогические технологии в физическом воспитании студентов
В настоящее время внимание специалистов все больше обращается к концептуальным аспектам развития теории и методики физического воспитания, формирования физической культуры учащейся молодежи. В связи с чем, в современных условиях реформирования системы образования, когда меняются подходы к методам обучения, существенного пересмотра требует и организация учебного процесса по физическому воспитанию студентов.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Соревнования по мини-футболу - средство пропаганды здорового образа жизни школьников
На современном этапе развития общества спортивные соревнования представляют собой достаточно сложное и многогранное социальное явление, являясь основой или узловым образованием, современного спорта. В то же время с позиций менеджмента спортивное соревнование рассматривается как один из видов педагогически организованной состязательной деятельности, в которой реализуются физические способности участников и одновременно удовлетворяются спортивно-зрелищные потребности населения.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Формирование личностной готовности к инновационной профессиональной деятельности преподавателя физического воспитания высшего учебного заведения
В исследовании представлены основные характеристики инновационной педагогической деятельности преподавателя вуза в контексте ее оптимизации. Отмечается, что в контексте проблемы профессиональной деятельности преподавателя высшей школы феномен оптимизации предполагает: наличие наиболее приемлемого набора методов, форм, средств обучения и воспитания студентов; обеспечение четкого нормирования затрат времени и усилий; создание наилучших условий для осуществления профессионально-педагогической деятельности и введения инноваций в педагогический процесс; регулирование профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза в ходе самого учебного процесса; оперативный контроль и учет учебно-воспитательной деятельности.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Нелинейный психоцентрический подход в системе подготовки высококлассных спортсменов
Педагоги, тренеры, и специалисты всё больше принимают и внедряют качественно новый, нелинейный психоцентрический подход в систему подготовки высококлассных
спортсменов. Главная особенность этого подхода в том, что он требует от людей иного мировоззрения; иного стиля управления тренировочными и соревновательными нагрузками; иного понимания психологии спортсмена, непосредственного взаимодействия основных субъектов деятельности; иной дифференциации физических и психических нагрузок в условиях спортивной деятельности.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Психология в спорте
Специалисты выделяют следующие виды подготовки спортсменов: физическая, теоретическая, техническая, функциональная, материальная, тактическая, моральная, психологическая. В последнее время помимо термина «психологическая подготовка» появились следующие понятия: психологическое сопровождение, психологическая поддержка, психологический прессинг, психологическое секундирование, психологическая защита, психологическое моделирование.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Гендерные особенности компонентов агрессии в спорте и их взаимосвязь с состоянием здоровья
Актуальность. В настоящее время предложено множество определений агрессии, но ни одно из них до настоящего времени не может быть признано исчерпывающим (А.М.Семенюк, 1998 и др.). Вместе с тем, общепризнано, что агрессивность необходимо рас¬сматривать во взаимосвязи с различными составляющими её проявления, т. е. компонентами.
На современном этапе особую значимость, на наш взгляд, приобретает выявление элементов агрессии у студенческой молодежи, обучающихся в физкультурных вузах, так как отдельные виды спорта, по мнению ряда авторов, сопряжены с различными компонентами агрессии, особенно при соревновательной деятельности (хоккей, бокс и другие виды).
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Компьютерный тренажер для психической и психомоторной тренировки спортсменов
Специализированные компьютерные тренажеры для психической и психомоторной тренировки появились еще на заре развития компьютерной техники и первоначально применялись для профессиональной подготовки специалистов-операторов, деятельность которых требует 100%-ной надежности выполнения (летчики, космонавты, подводники, операторы атомных станций). В их основе заложены принципы когнитивной психологии, согласно которым практически все виды человеческой деятельности можно представить в виде формальных символов и операций над ними. Основной метод исследований в области когнитивной психология - хронометрический, т.е. испытуемым предъявляются тестовые и стимульные символы в одной или нескольких модальностях, на которые необходимо реагировать в соответствии с заданными сценариями. Регистрируются результативность (правильность и точность) и время выполнения ответных действий как на ментальном, так и на моторном уровнях.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Структура психологической защиты легкоатлетов с разным уровнем готовности к соревнованиям
Введение. Подготовка спортсменов высокой квалификации - длительный процесс, в котором динамика психической готовности к соревновательной деятельности с ростом квалификации имеет большое практическое значение. Актуальность проблемы неоднократно подчеркивалась научными исследованиями.
Цель исследования. Исследовать специфику психологической защиты у квалифицированных легкоатлетов с разным уровнем готовности к соревнованиям. Для решения поставленной цели применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, контрольные испытания, метод математической статистики.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Проблема семантического обеспечения педагогического взаимодействия в спорте
Успешность формирования двигательных умений и навыков заключается, наряду с решением задач биомеханики движений, физиологии двигательной активности, в формировании представлений о движении, в основе которого лежит образ. Управление движениями в процессе двигательного действия происходит при ведущей роли мышления, что определяется как двигательное умение. При этом выделяют репродуктивный уровень умения и продуктивный уровень навыка, что указывает как на рефлекторную основу двигательных умений и навыков, так и на предпосылки проявления интеллектуальных способностей занимающихся. Процесс проектирования двигательного действия определяет соответствующий образ-представление, а затем и целевую (конечную) модель движения. Процесс формирования образной модели представлен в определенной цепи: объект — сознание — отражение объекта — образ — модель двигательного действия.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Пятифакторная модель мотивационного пространства учебной и спортивной деятельности
Introduction: Теоретический анализ классификаций и моделей учебной деятельности выявил присутствие практически в каждой из них следующих направлений группировки мотивов:
1 .Познавательное направление. Сюда входят мотивы типа: «стремление получить новую информацию», «получить глубокие профессиональные знания и т.д.».
2. Социальное направление. Это такие мотивы как: «внешнее признание», «стремление
к общению».
3. Достижения. Это мотивы «достигать успехов», «успешно закончить университет» и т.д.
4. Волевое направление. Здесь доминируют мотивы «самосовершенствование», «развития самостоятельности».
5. Эмоциональное направление. Эти мотивы связаны с эмоциональной окраской учебной деятельности: «получать удовольствие от учебы», «интерес к занятиям» и т. п.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Психологическая подготовка юных борцов-самбистов
Введение. В любом виде спорта, в том числе и в самбо значительное место в структуре тренировки занимает психологическая подготовка. Психологическая подготовка
— это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них. Одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является психо¬логическая готовность спортсмена к соревнованию, которая формируется в процессе психологической подготовки.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Профиль функциональной ассиметрии как компонент индивидуализации психологической подготовки спортсменов
В процессе подготовки спортсменов высокой квалификации выделяются психологические проблемы, которые не были разрешены на этапе спортивной специализации, недостаточно внимания уделяется формированию специальных свойств личности спортсменов, способствующих успешности их деятельности, психологическая подготовка сводится к коррекции текущих психических состояний в соревновательном периоде. Предлагаются различные стратегии решения этих проблем, среди которых большое значение отводится индивидуализации учебно-тренировочного процесса на основе учета особенностей формирования личности спортсмена. Изучение особенностей личности, имеющих различный латеральный профиль, позволяет индивидуализировать процесс учебно-тренировочной и соревновательной деятельности в конкретном виде спорта в экстремальных условиях.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Особенности профессиональной деятельности спортивного психолога
Деятельность психолога в спорте имеет ряд особенностей, которые принципиально отличают ее от деятельности психолога в учебном, лечебном или производственном учреждении, и эта специфика должна быть отражена и в подготовке спортивных психологов, и в отборе специалистов для психологического сопровождения.
Во-первых, в спорте целью работы является подготовка спортсмена к максимальному проявлению своих возможностей, что требует значительных волевых усилий, эмоционального напряжения и может быть связано с риском для здоровья (получение травмы, перетренированность и т. д.).
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Критерии спортивного отбора детей и подростков по показателям развития психомоторных способностей
Введение. Достижение высоких результатов в спорте зависит от развития психомоторных способностей спортсменов. Учитывая то, что психомоторные способности человека преимущественно контролируются в развитии генотипом (Л. П.Сергиенко, 2004) целесообразно, на наш взгляд, включать тестовые испытания в систему спортивного отбора, а их оценку считать прогностическим критерием спортивной одаренности детей и подростков.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Влияние соревновательной деятельности на нервно-эмоциональную напряженность тренера
Стресс-реакция организма от нервно-эмоциональной напряженности (НЭН), наблюдаемая чаще у работников умственного труда - один из важнейших факторов заболевания ЦНС и органов кровообращения. Последние являются основной причиной инвалидности и летального исхода людей трудоспособного возраста.
Проведенное нами исследование показало неблагоприятные изменения функционального состояния ЦНС и сердечно-сосудистой системы в процессе труда и отдыха творческих работников (инженеры-конструкторы и руководители). Многие исследователи также установили неблагоприятные изменения в деятельности сердечно сосудистой системы (желудочковую экстросистолию, синусовую аритмию и др.) у соискателей и у научных руководителей в процессе защиты диссертаций.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Перспективы использования информационных технологий в подготовке юных футболистов
Введение. Футбол без преувеличений можно считать самой популярной в мире спортивной игрой и даже самым распространенным видом спорта, несмотря на то, что по сравнению с классическими видами спорта он имеет сравнительно небольшую историю.
Высокий организационный и методический уровень спортивной подготовки с детьми и подростками в значительной степени определяет в дальнейшем успех той или иной страны на международной спортивной арене. Современные общетеоретические знания и большой практический опыт управления учебно-тренировочным процессом в области спорта позволяют критически подходить к оценке подготовки спортсменов футболе, прослеживать положительные стороны, определять резервные возможности и пути дальнейшего совершенствования учебно-тренировочного процесса.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Технология применения ментального тренинга в единоборствах
В системе психологической подготовки единоборца выделяется ментальный тренинг (МТ), основной методический подход к которому сформулирован L.-E.Unesthal (1981). МТ представляет собой сознательное самопрограммирование достижения успеха базе органичного сочетания релаксации и умственного тренинга. МТ включает: 1) распознавание и оценку; 2) контроль психофизиологических и поведенческих реакций; 3) приёмы внушения и самовнушения, направленные на релаксацию и в последующем создание необходимых предпосылок для эффективной деятельности.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Компетенции обучаемого по теории и методике дзюдо и наиболее эффективные формы учебной работы для их развития
Профессиональные компетенции - это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически рационально и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности. Определение отражает спонтанно происходящий общесистемный сдвиг образования от содержательно-знаниево-предметной (дисциплинарной) парадигмы к новой ориентации на вооружение личности готовностью и способностью к эффективной самостоятельной жизнедеятельности в широком поле различных ситуаций.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Модель уровневой организация процесса принятия решения в спорте
Отличительной чертой многих видов спорта является наличие постоянно возникающих экстремальных ситуаций, где спортсмен осуществляет свою деятельность в быстро меняющихся условиях и неожиданно воздействующих разнообразных внешних и внутренних факторах, оказывающих влияние на его собственные действия. В подобных ситуациях эффективность действий спортсмена напрямую зависит от скорости и эффективности процесса принятия решения (ППР). Поэтому, формирование этого механизма, наряду с другими факторами, обуславливающие результативность соревновательной деятельности, является актуальной проблемой спортивной психологии.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Психологическая реабилитация спортсменов после травм опорно-двигательного аппарата
Введение. Основной причиной спортивных травм являются физические факторы. Однако существенную роль играют и психологические факторы (особенности личности,
уровень стресса, предыдущие стрессоры). Любая травма, полученная спортсменом, не только физическое повреждение той или иной части тела, но и источник изменений в его психическом состоянии. Характер и интенсивность этих изменений во многом зависят от локализации и тяжести травмы, а также от особенностей нервной системы и личности спортсмена. Психологический аспект реабилитации имеет у многих спортсменов не меньше, чем физический. В большинстве случаев психические изменения и психические факторы являются основной причиной, препятствующей возвращению спортсмена к спортивной деятельности.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Возможности формирования нервно-психической устойчивости в процессе психологической подготовки спортсменов (на примере сложнокоординационных видов спорта)
Стрессогенный характер современного спорта предъявляет к личности спортсмена особые требования. Одним из специальных свойств личности в сложнокоординационных видах спорта выступает устойчивость к стресс-факторам. В связи с этим выделяются такие взаимосвязанные понятия как фрустрационная толерантность или стресс-толерантность (С.М. Гордон, Л.Т. Ямпольский и др.), эмоциональная устойчивость (Л.М. Аболин, О. А. Сиротин и др.), нервно-психическая устойчивость или психическая устойчивость (В.И. Евдокимов, В.Л. Марищук и др.). Психическая устойчивость рассматривается как ситуативная и как относительно устойчивая характеристика личности, которая направлена на «сохранение продуктивного функционирования психики в кратковременной или длительной напряженной ситуации, предпосылка преодоления трудностей, активного и безошибочного выполнения задач в сложной обстановке». Как специальное свойство личности психическая устойчивость формируется в процессе адаптации к большим внешним и внутренним нагрузкам, что позволяет рассматривать ее целенаправленное развитие как важнейшую задачу общей психологической подготовки.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Изучение взаимоотношений в системе тренер - спортсмен
Введение. Взаимоотношение между тренером и спортсменом, возникающие в процессе совместной работы не могут не оказывать своего влияния на эффективность этой работы.
То или иное отношение спортсмена к тренеру, прежде всего, определяется следующими факторами: профессионализмом тренера; эмоциональным контактом, который возникает у спортсмена с тренером в процессе совместной работы; стилем поведения тренера во взаимоотношениях со спортсменом. Все эти факторы достаточно взаимосвязаны, хотя в определенных случаях тот или иной фактор становиться наиболее важным для спортсмена.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Спортивный психолог: шарлатан или профессионал?
Введение. В интервью, данным тренером сборной команды женщин по ручному мячу, ставшей чемпионом Мира, Трефиловым было сказано дословно следующее: «Хороших психологов в нашем спорте сейчас вообще нет. Они все ушли в крупные фирмы. У меня товарищ рассказывал, что его неделю проверяли, проводили всевозможные тесты (при приеме на работу). У нас психолог перед чемпионатом Мира работал 2 дня по 2 часа со всей командой разом и сказал: У вас все нормально. Поезжайте. Шарлатан - какой-то».
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
К вопросу о технологии идеомоторного тренинга трехочковых бросков в баскетболе
ИТ обычно применяется спортсменами высокой квалификации. Освоение спортсменами-разрядниками механизмов идеомоторики, использование чувственных и логических компонентов образа позволяет сократить физическую нагрузку и психические затраты, обусловливающие возможность переутомления, и способствует спортивному совершенствованию. Использование ИТ сопряженно с элементами практических упражнений создает оптимальные условия для последующего их выполнения в тренировочной или соревновательной деятельности, повышая техничность, и результативность спортсменов командных видов спорта.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Влияние типологических особенностей проявления свойств нервной системы спортсменов на их состояние агрессивности
Специфика многих видов спорта требует от спортсменов проявления агрессивности в рамках существующих правил и условий соревновательной деятельности. В некоторых видах спорта проявление агрессивности чередуется с полным отсутствием подобных действий. Некоторые спортсмены не могут сдерживать свою агрессивность в рамках спортивных правил и приемлемых границ, которые диктуются здравым смыслом.
Выбирает ли индивид с агрессивными наклонностями сам определенный вид спорта, требующий проявления агрессивности, или же занятия определенным видом спорта способствуют формированию должной агрессивности?
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Влияние параметров психического состояния в акутальных отрезках спортивной деятельности на соревновательную эффективность спортсменов (на примере регби)
В подавляющем большинстве работ, посвященных связи достижений в соревнованиях с психическими состояниями спортсменов, акцент ставится на переживаниях атлетов перед стартом и непосредственно по ходу состязаний (апатия, лихорадка, ОБС, стресс и т.п.).
Однако необходимость контроля и коррекции состояния, как вклад в будущие успехи спортсменов, сохраняется на всех этапах спортивной подготовки. Чтобы наглядно продемонстрировать данные закономерности, мы исследовали влияние психических состояний регбисток высокой квалификации на их соревновательную эффективность в актуальных отрезках спортивной деятельности (АОД): в обучении, совершенствовании, восстановлении, актуализации потребности в достижении (предсоревнование), реализации данной потребности (непосредственно соревнование) и на отрезке осознания результатов реализации (послесоревнование). Диагностика проводилась перед тренировкой (соревнованием) и по ходу ее.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Методы регуляции психических состояний спортсмена
Введение. Психологическая подготовка спортсменов наряду с его физической технической и тактической подготовкой во многом определяет успех его выступления на соревнованиях. В связи с этим возникают задачи изучения особенностей спорта по сравнению с другими видами деятельности, выделения основных психологических функций и качеств личности, которые играют решающую роль в различных видах спорта, а также выявления психологической структуры знаний, которые должны быть усвоены в ходе обучения и тренировки.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Повышение помехоустойчивости оперативного мышления спортсменов-ориентировщиков
Актуальность исследования. Тренировка спортсменов-ориентировщиков имеет свои трудности и проблемы. Они связаны не только с высокими физическими нагрузками в непредвиденной обстановке в лесу, но и необходимостью решать сложные интеллектуальные задачи в условиях утомления, напряженной борьбе и дефицита времени. Поэтому кроме высокой развитости выносливости и оперативного мышления, ориентировщику необходимо такое качество, как помехоустойчивость. В спортивном ориентировании данное качество имеет огромное значение для успешной соревновательной деятельности, но оно практически не исследовано учёными.
Цель работы: определить степень влияния помехоустойчивости ориентировщиков на успешность соревновательной деятельности.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Профессиональное выгорание спортивного тренера
Введение. Проблема выгорания в спорте стала чрезвычайно интересовать профессионалов в связи с оценкой эффективности человеческой деятельности. Выгорание ("burnout") - это сложный психофизиологический феномен эмоционального, умственного и физического истощения, личностной отстраненности и снижения самооценки личностных достижений. Не так давно эмпирические исследования начали сосредотачиваться на выгорании в спортивной среде. Очевидно, что в контексте рассматриваемой проблемы личность тренера до сих пор остается в спортивной психологии малоизученной.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Выраженность мотивации достижения у спортсменов различной квалификации (на примере бобслея)
Проблема формирования высокого уровня мотивации спортсменов является актуальной как для спорта высших достижений, так и для физической культуры. Достаточно сложным и неоднозначным является вопрос о наличии у одних спортсменов высокой мотивации и стремлении к успеху и отсутствие мотивации и избегание ситуации соревнования у других. Психологи пытались ответить на этот вопрос, выдвигая различные теории мотивации достижения и, в частности, теорию потребности достижения (Murray H.A., 1938; McClellahd D., 1961; Atkinson J.W., 1974; Gill D.L., 1986), атрибутивную теорию (Hieder F., 1958; Wiener B., 1985) и теорию достижения цели (Maehr M., Nicholls J., 1980; Duda J.L., 1993; Roberts G., 1993).
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Психологические основы обучения технике преодоления дистанции в вмх-спорте
Соревновательная деятельность в ВМХ-спорте изобилует сложными техническими элементами, требующими от спортсмена: максимальной мобилизации сил, преодоления страха, концентрации внимания, перцептивной антиципации на действия соперников, специализированных чувств: «ритма», «дистанции», «времени», «полета», «соперника», «велосипеда». Условия деятельности характеризуются активным противодействием противника, угрозой получения травмы, осознанием спортсменом ответственности за результат выступления и т. д. При прохождении дистанции спортсмен должен быть особо внимателен, правильно выбрать траекторию преодоления препятствий и виражей в соответствии с тактической ситуацией. Гонщик должен не бояться проходить препятствия и виражи как можно ближе с соперниками («чувство дистанции»), не дать сопернику обогнать (опередить) себя (перцептивная антиципация), пройти вираж на максимально возможной скорости («чувство скорости»).
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Эмоциональный интеллект как фактор сохранения психологического здоровья у спортсменов
Введение. Спорт - это один из видов профессиональной деятельности человека, существенной особенностью которого является ориентация на высокий уровень достижений и демонстрацию их в стрессовых условиях. Это, безусловно, приводит не только к росту психических и физических нагрузок, но и к возникновению эмоционального выгорания.
Благополучие спортсменов и их достижения в современных условиях во многом зависит от наличия ресурсов преодоления различных стрессовых ситуаций, данными ресурсами могут выступать личностные особенности спортсменов, в частности эмоциональный интеллект.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Взаимосвязь соревновательной подготовленности и креативности личности в автоспорте
Цель работы. Выявить взаимосвязь спортивного результата и показателей креативности личности спортсмена-пилота.
Рассматривая всю систему «гонщик - автомобиль - трасса» и сопоставляя весомость объективного и субъективного факторов в достижении спортивного результата в автомобильном спорте, можно сделать вывод об определяющей роли субъективного фактора.
Надежность действий гонщика как оператора системы является основным фактором, оказывающим решающее влияние на спортивный результат и основана на способности находить решения в нестандартной ситуации, а также это направленность на новое и умение глубоко осознавать собственный опыт, что соответствует понятию креативности личности согласно определению Э. Фромма.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Ранняя профессионализация спортсменов как регулятор их личностного развития
Ранняя профессионализация рассматривается в данной работе как смещение нормативных фаз профессионализации на более ранние по сравнению с типичными для большинства профессий периоды возрастного развития. Она является необходимым условием достижения высокого уровня профессионализма в спорте.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Характеристика мотивационной сферы юных футболистов с учетом игрового амплуа
Введение. Целью данной работы явилось изучение особенностей формирования двух типов направленности мотивации юных футболистов в зависимости от возраста и игровой специализации.
На современном этапе развития теории и практики футбола все более актуальным становится изучение психологической составляющей подготовленности футболистов с учетом специфики их игровой специализации, т.е. спортивного (игрового) амплуа. Учет данных особенностей позволяет тренерам не только улучшить качество собственно процесса определения амплуа футболиста, но и в значительной мере повысить эффективность подготовки спортсменов, вследствие адекватности используемых средств и методов тренировки.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Оценка интенсивности диадных отношений в хоккейной команде «сокол-2»
Введение. Диагностика психологической атмосферы в игровой команде учитывает много факторов, в том числе и анализ уровня диадных отношений спортсменов. Диадные отношения бывают дружеские, симпатии, нейтральные, напряженные и конфликтные. Все они носят разный уровень интенсивности, что определяет силу выраженности их остроты. В результате можно провести более скрупулезный анализ общей психологической атмосферы в игровой команде.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Особенности межполушарного взаимодействия у представительниц художественной гимнастики
Особенности психики и поведения человека, склонность к спортивной деятельности во многом обусловлено наличием двух принципиально различных способов мышления, определяемых как пространственно-образный и логико-вербальный типы. Эти типы восприятия и переработки информации связаны с феноменом межполушарной асимметрии человека. Тип межполушарного взаимодействия является фактором, обуславливающим особенности физиологических, психофизиологических процессов и интеллектуальной деятельности. Открытие функциональной межполушарной асимметрии позволило приблизиться с физиологическими оценками к проблеме адаптации спортсменов к интенсивным физическим нагрузкам и прогнозировать успешность профессиональной деятельности.
Автор: admin | Читать дальше |
January 07
Диспозиционный подход к изучению индивидуально-психологических особенностей субъектов экстремальной деятельности
Введение. У каждого человека существует своеобразный фильтр, через призму которого он воспринимает мир, производит оценку и делает выбор в различных ситуациях. Составной частью этого фильтра являются индивидуально-психологические особенности личности (ИПОЛ), которые сформированы на основе свойств нервной системы человека и социальной среды, в которой человек был воспитан. Гуманистическая психология рассматривает личность, которая является центром в принятии решения и контролирует свое будущее. Основная позиция направления декларирует, что контроль и принятие решений находятся внутри самого человека, а не в его окружении. Другой важный принцип -необходимость анализа личности как целого (холизм). Подчеркивается ответственность человека за свои действия и решения, наличие у него изначального стремления к максимальной социальной самоактуализации.
Автор: admin | Читать дальше |
January 06
Психоднамические механизмы обеспечения надежности деятельности спортивных групп в экстремальных условиях внешней среды
Введение. Внутренняя жизнь группы скрыта от постороннего взгляда. Как любой живой организм, группа вырабатывает специальные механизмы поддержания постоянства внутренней среды (гомеостаза) и механизмы защиты от агрессии извне (иммунитет). Эти внутренние механизмы позволяют группе выживать в агрессивной среде и в то же время сохранять психологический комфорт для ее членов. Группа самостоятельно регулирует свои внутренние состояния, приспосабливаясь к изменяющимся условиям деятельности. Психическая жизнь и механизм ее поддержания и составляют психодинамику группы.
Автор: admin | Читать дальше |